Опыт эксплуатации. ВАЗ-21102

10.10.2012 20:10
В начале этого года в первом номере «Автомаркета» (за 9 января 2004 года) был опубликован опыт эксплуатации ВАЗ-21102 выпуска 2001 года. Период охватывал лето и начало осени 2003 года, когда «десятка» успела накатать около семи тысяч километров к...
Аннотация к фотографииСтатья из архива (2004 год)ЗИМА В ПРОСТОКВАШИНО, ИЛИ ДРУГИЕ ДЕСЯТЬ С ПОЛОВИНОЙ НЕДЕЛЬ

В начале этого года в первом номере «Автомаркета» (за 9января 2004 года) был опубликован опыт эксплуатации ВАЗ-21102 выпуска 2001 года.Период охватывал лето и начало осени 2003 года, когда «десятка» успела накататьоколо семи тысяч километров к имевшимся до этого 47 тысячам. И за это времямашина «насобирала» кучу биографических фактов, о чем подробно было рассказано.Зимний период начался не менее интересно и удивительно, да и прошел весьмаувлекательно, что решено было подытожить в отдельном материале. И вот,собственно, зима позади, «десятка» и ее владелица живы-здоровы, подведем итоги.

Напомню сначала, что есть что. Автомобиль этот служебный,брался на фирму новым, и так получилось, что ездили на нем одни женщины, причемтолько что получившие права. И в данный период машиной обладает уже третьясотрудница, получившая этот крепкий руль тоже сразу после автошколы. К моментупередачи «десятка» была изрядно побита жизнью и тяжелыми условиями эксплуатации.Постоянные разъезды по городу с приличной загрузкой, да еще в «обучающем»режиме, сказались и на трансмиссии, и на подвеске, и на кузове, и на колесах...В общем, об этом уже говорилось. Все лето новой владелице пришлось не толькоинтенсивно совершенствовать навыки вождения, но и лечить машину в разъездах посервисам. В принципе, к началу зимы «десятка» была как «огурец», сохраняя лишьврожденные недостатки, и хозяйка успела хорошо освоить ее, привыкнуть и дажеполюбить ее. Но первые прохладные и короткие денечки осени дали ясно понять —легкой житухи зимой за рулем не будет.

Много кнопок — мало толку,
мало кнопок — еще хуже

Корректор фар оказался бесполезным

Так получилось, что за весь летний период на машине неудалось поездить по темноте или хотя бы в сумерках. Как светят фары, сталопонятно только осенью, когда день стал заметно короче. А они, можно сказать, ине светили. То есть ближний и дальний свет включался отлично, лампочки неперегорали, вот только пучок света был направлен куда-то в центр и буквальноперед носом, точнее, перед капотом. Что творилось на дороге за три метра впередимашины и по бокам, было не видно. Это на ближнем. Переключение на дальнийнемного пробивало дорогу вперед и в целом создавало освещение как от нормальногоближнего, но боковой обзор все равно оставался плохим. По этой причине, как ужеотмечалось раньше, владелица однажды здорово заблудилась при выезде из Иркутскапо незнакомому маршруту.
Отчего так светят фары и как с ними ездили до этого? Загадка. Но с этим надобыло что-то делать. Как уже отмечалось в прошлый раз, «десятка» буквальнонапичкана всякими устройствами контроля, управления и регулирования,функциональность которых на практике вызывает больше недоумения, чем позитивнуюреакцию. Плохой свет, понятное дело, сразу заставил вспомнить о корректоре фар,рукоятка которого запрятана внизу слева от рулевой колонки. Солидная такаярукоять, аж с пятью позициями регулировки. Но на деле оказалась игрушкой — какни крути, а пучок света только немного дергался, но никак не менялся. Оставаласьнадежда все привести в норму на профессиональной регулировке фар. Мастер «посвету» со всей ответственностью подошел к делу и долго устанавливал углыосвещения, но в конце концов заключил, что правильно отрегулировать здесь неполучается — вертикальный угол выбран максимально, а свет как надо не «ложится».Последовало предположение, что такое могло случиться после хорошего удара в«морду» и неправильной подгонки панелей при ремонте. В общем, открылась еще однатемная страница прошлого, а новой хозяйке пришлось довольствоваться чутьулучшенным освещением. На ближнем пучок почти не изменился, на дальнем сталполучше, но все равно свет остался дурацким. Благо, вся светотехника до сих порне глючила по другим параметрам, и за это уже спасибо машине. Спасибо и заэффективную систему климат-контроля, если иметь в виду производительностьвентилятора и потенциально жаркую печку с заметным откликом на установку той илииной температуры. Но все это работает с таким своеобразным характером, что впоруговорить об электронном интеллекте в духе японских человекоподобных роботов —умные и старательные, но еще далекие от совершенства в пластике и координации,отчего наводят тихий ужас.

Как мощно «дует» из дефлекторов уже на первой скорости, могутзавидовать другие. Шум тоже очень мощный. Но дело не в этом. Ручной регуляторпотоков здесь предполагает только три положения: на лобовое стекло, в ноги и влицо. Причем по усилию и звуковому сопровождению эта ручка здорово напоминаетзатвор «Калашника». Однако что очень важно, при любом из двух последнихположений воздух с меньшей интенсивностью, но все равно подается и на стекло.Проблема запотевания решена довольно успешно. Другое дело, что и сами дефлекторытак «качественно» сделаны, что либо заклинивают при попытке изменитьнаправление, либо произвольно, от тряски и вибраций, открываются, закрываются иповорачиваются. Глаз да глаз нужен.

Организация климата достаточно внятна иэффективна, но «себе на уме»

Ну и сам климат-контроль отличается самобытностью. Онмгновенно откликается на изменения поворота ручки температуры, точно дозируяпоток тепла, но при этом слишком усердно «орудует» и перераспределением потоков.Температуру поддерживает путем баланса подачи горячего и холодного воздуха, носмешивает их не где-то внутри, а непосредственно в салоне, поочередно выбрасываяпотоки то из одних сопл, то из других. При этом грохот внутри панелей такой,будто ломается пластик. На практике получается, что в лицо тебе дует то горячийвоздух, то холодный, а средний результат ощущений и есть тот самыйавтоматический микроклимат. Со временем, правда, удается разгадать логикуавтомата и тонким расчетом «предустановок» свести к минимуму его негативнуюинициативу. Но это не мешает автомату иногда забастовать и вообще гнать в салонтолько холодный воздух. Непознанный разум, однако. Горячее сердце, ржавая кровь.

Тем не менее с наступлением первых холодов угрожающей тучейнад «десяткой» повисли и новые технические проблемы, решение которых вылилось впрезабавную сервисную эпопею. Двигатель с впрыском здесь, что уже замечательно,работает без внезапных отказов, да и по динамическим свойствам совсем не плох,однако планы по его обслуживанию пришлось здорово корректировать. Первымнехорошим симптомом был довольно долгий прогрев двигателя и недогрев его натрассе. По всему, термостат заклинило в открытом положении, что при такомантифризе было неудивительно. Напомню, что машина досталась новой хозяйке сохлаждающей жидкостью, которая представляла собой мутную жижу густогокоричневого цвета. Расширительный бачок изнутри покрылся плотной коркой ржавыхотложений. Такой эффект обычно бывает при регулярных перегревах двигателя, иликогда жидкость не меняется слишком долго. Но машине от роду всего два года иоколо 50 тысяч пробега, за это время при нормальных условиях эксплуатации дажезаводской тосол не должен так сильно обезобразиться.

Компоновка моторного отсека неудачна, арасширительный бачок вынуть вообще не получается

К этому моменту давно подоспело менять и моторное масло. Хотьпрежде и заливалась синтетика Mobil 5W-50, но после замены прошел год и около 20тысяч пробега, рекомендуемый срок на ней «переходила» даже прежняя хозяйка.Масло было черным, хотя не угорало и подозрительно не пахло. Все-таки дляавтомобилей в подобных условиях эксплуатации использование синтетики естьединственно правильное решение, поскольку только так остается вероятность хотькакого-то сохранения рабочих свойств масла. В общем, в программе подготовки кзиме для начала было решено посетить экспресс-сервис Mobil на Трактовой: длязамены масла, промывки системы охлаждения и замены антифриза. Заехать в сервисполучилось уже вечером, около восьми часов. Сам сервис работает до девяти.Ожидалось, что на все про все часа хватит. Однако выехать оттуда получилосьтолько в начале одиннадцатого. Нет, ребята в сервисе оказались молодцы, вседелали как надо, просто машина явно не хотела оттуда выезжать.

Первым делом поменяли масло с фильтром, такой же Mobil 5W-50и фильтр Fram. Все прошло нормально, если не считать очередного глюка вконтрольно-измерительной системе автомобиля. К беспричинно горевшей лампочкеуровня воды в бачке омывателя присоединилась и лампочка аварийного уровня масла.Не та, что сигнализирует критическое отсутствие давления, а котораяпредупреждает здесь о пониженном уровне. Но уровень был в норме. Наверное,датчик «хлебнул» свежей синтетики и «завис» в экстазе, поскольку светится до сихпор. Сервисная наклейка предписывала следующую замену масла через 12 тысяч, афильтра через восемь. Правильное решение, вот только клиенты, к сожалению, малообращают внимание на эти наклейки.

Сектор очистки стекла преступно мал. Зато распыл воды форсунками излишне щедр

Но вот приступили к обслуживанию системы охлаждения.Подключили к аппарату промывки и заправки, начали работать. Было ощущение, чтопромывают систему охлаждения не двухгодичного ВАЗ-2110, а какого-нибудь КрАЗапосле десяти лет консервации. Сколько утекло промывочной воды, не известно, нотосола понадобилось аж 18 литров, чтобы аппарат смог заправить его относительночистым. Кроме того, механики отдельно взялись снимать расширительный бачок длячистки и промывки, но не тут-то было. ВАЗовские конструкторы устроили его так,что из своего уютного уголка он никак не вынимается. Пришлось измудрятьсячистить на месте, на что ушло много времени. Ладно, промыли-залили, после чегообязательная проверка работоспособности системы. Надо отдать должное механикамсервиса — несмотря на поздний час, работу заканчивали как положено. Двигательработает, температура ползет, а вентилятор не включается! Стрелка уже у краснойзоны, а принудительное охлаждение предательски спит. Сервис давно закрыт, идетуборка помещения, а все механики во главе со старшим мастером склонились наддвигателем «десятки». Решили, что накрылся датчик температуры. Наверное, тоже «офигел»от свежей «крови». Но поскольку в этом сервисе электрикой не занимаются впринципе, посоветовали осторожно добираться домой, а завтра ехать надиагностику.

На следующий день с утра «десятка» уже стояла в электронномсервисе, подключенная к фирменному тестеру. Так и подтвердилось — «сдох»температурный датчик. Дело было в сервисе при ангарской фирме «Автомобили», гдетакой датчик брались сразу же поменять. Но открытие дня было вовсе не в этом, ав том, что сказали в сервисе по поводу температурного режима работы этогодвигателя. Оказалось, что датчик здесь запрограммирован на включение аж при 106градусах! То есть, вентиляторы должны включаться почти на грани перегрева, непредполагая ровное регулирование температуры. Датчик поменяли на новый,проверили, так и есть, включается при 106 градусах, при этом стрелка указателяуже стоит на границе с красной зоной! Так может, и старый датчик срабатывал также, только никто не замечал? И почему все же система была такой ржавой? Может,как раз из-за напряженной программы температурного режима? В общем, и здесьсплошные вопросы без ответов.

А вместе с тем сезон требовал не столько решения вопросаперегрева, сколько недогрева. После всех процедур с системой охлаждения этопагубное свойство в машине не исчезло, видимо, термостат заклинило окончательно.Пришли первые серьезные морозы, а вместе с ними усугубились эти проблемы —двигатель еле прогревался, держал рабочую температуру только в городе, а натрассе мертвецки «холодел» даже с кучей картонок перед радиатором. Естественно,микроклимат в салоне был неважным, что особенно чувствовали задние пассажиры.Вдобавок ко всему двигатель однажды взбесился — обороты холостого хода сталдержать около двух тысяч, что мрачно указывало на какие-то электронные проблемы.Наступил момент выделять очередной ремонтный день среди недели.

Термостат здесь размером почти с домкрат

Посетить сервис предполагалось уже с заранее купленнымтермостатом, но и эта простейшая процедура не прошла гладко. В магазине точно незнали, какой термостат нужен для этой модели и продали обычный, откарбюраторного двигателя, для модели ВАЗ-2110. Мол, только для 16-клапанногомотора ВАЗ идет совсем другой термостат. Но в сервисе глянули под капот иотправили искать именно тот, другой термостат, который ставится не только на16-клапанные модели 21103, но и на 8-клапанные 21102, оснащенные распределеннымвпрыском. А термостат для них и впрямь совсем другой — сложный агрегатище слитым корпусом весом и размером чуть ли не с рулевую рейку. Внутри разборногокорпуса прячется съемный термоклапан, но отдельно он продается редко, да и всервисах предпочитают менять агрегат в сборе. А в сборе сей термостат стоит не200 рублей, как обычный, а уже 600-650, как «иномарочный», и далеко не в каждоммагазине такой встречается.

Но купить тогда удалось, поменять тоже. Кстати, снятый старыйтермостат приоткрыл часть охлаждающей рубашки двигателя, и было видно, что ееповерхность так и не избавилась от ржавого цвета. Да и сам термостат снаружи иособенно внутри был в ужасном состоянии. Зато замена термостата имела такой жесчастливый эффект, как когда-то замена сцепления. Температурный режим сразу жестабилизировался: двигатель быстро прогревался, на трассе уже не остывал, да иклиматическая система стала эффективней работать. Правда, тосол после этогокак-то быстро исчез из расширительного бачка, буквально чудом удалось вовремяпоймать этот момент и долить жидкость. Потом еще пришлось доливать, и толькопосле литра доливки процесс ухода тосола приостановился. Причем потеков наружуне было видно.
В таких условиях, конечно, речь могла идти только об использованииотечественного антифриза, на импортном вся эта эпопея обошлась бы очень дорого.С другой стороны, может, система охлаждения почти погибла именно из-занекачественного отечественного тосола? Может, и помпа скоро попросится надосрочный покой. Эх, вот что значит служебная машина без настоящего хозяина. Обовсем можно только гадать. А что же тот глюк с повышенными холостыми оборотами,который возник как-то вечером? А ничего. Наутро двигатель опять работалнормально, и в сервисе сей факт прокомментировали хладнокровно: такое с «ними»случается, и довольно часто, а если само все прошло, то лучше и не трогатьничего. Как говорится, все понятно с полуслова. И сей глюк в самом деле большене повторялся. Бывалые сервисмены поделились своим мнением в отношении общихпотребительских качеств «десятки». Машина по уровню исполнения иремонтопригодности своей цены и культивируемого имиджа не стоит. Ну что ж, этоуже было более-менее понятно.

Тормозить или скользить

Педальный узел тесноват и не удобен дляобуви маленького размера по высоте

Что касается зимних ходовых качеств «десятки», то здесьмногое определяло возможности шипованных шин Bridgestone WT-14, которыедостались с машиной по наследству. Модель эта морально давно устарела, а последвух первых зимних сезонов пострадала и физически. Износ протектора четырех шинбыл не большим, но у трех покрышек почему-то оказались изуродованы борта (вкакой мастерской их монтировали?!), да и шипы выглядели ужасно, многие из нихпочти выползли из своих разбитых «окопов» и торчали стертыми боками. В итоге дваколеса пришлось ставить с камерой, а сцепные свойства шин оказались весьмаковарными.

По сравнению со штатной всесезонкой И-391, на зимнихпокрытиях эти шины, конечно, разгоняли и осаживали машину уверенней, нозависимость их от погодных и дорожных условий оказалась очень высока. В оттепельна голом льду положиться на короткий тормозной путь было нельзя, первое жеиспытание в таких условиях едва не закончилось тараном «японца» на светофоре.Тем более, по чувствительности тормозов «десятка» очень далека от совершенства.При разгоне на льду надо было аккуратно работать сцеплением и газом. Чутьперебор, и колеса срываются в активную пробуксовку. Это при том, что новоесцепление Valeo как раз отличалось прекрасной информативностью. Посему наскользких перекрестках каких-то заметных преимуществ не наблюдалось. Да и назаиндевевшем асфальте шины под металлический аккомпанемент «круглых» шиповвесело так скользили вопреки желаниям. В поворот машину нормально не вписывают,тормозить не спешат.

Конечно, на малых скоростях все вроде нормально, нохозяйка-то уже далеко не «чайник», и амбиции молодой гонщицы надо как-тореализовывать. А тут такие шины невнятные. Кстати, по проходимости в глубокомснегу они тоже не блеснули, хотя протектор у шин с развитыми грунтозацепами.Зато, надо отметить, эти шины оказались весьма тихими и мягкими, по крайнеймере, природный внутренний шум «десятки» им не удалось «перекричать». «Цоканье»шипов было слышно только на малых скоростях без нагрузки на двигатель. За всюзиму шины лишь немного потеряли давление и не прокалывались. Да и протектор уних к износу не склонен, в отличие от «липучек». Но все равно следующий зимнийсезон на этих шинах немыслим. Слишком далеко ушел шинный прогресс и слишкомнапряженным стало зимнее вождение. «Десятка» хорошо подчиняется законамуправляемости переднеприводных автомобилей и к шинам весьма чувствительна.

Тахометр работает по настроению

Конечно, зимой пригодилась отменная энергоемкость подвески,преимущества которой отмечались еще летом. Не боится машина наездов на ледяныеколдобины и всякие ямы. Там, где «японец» пластично крадется, содрогаясь нежнымтелом, «десятка» перемахивает с легким покачиванием кузова, что твой БМП нагусеничном ходу. Правда, амплитуда вертикальных и поперечных раскачек можетдостигать совсем не легковых параметров, да и на скорости некоторые неровностипроходят по кузову довольно жестко и шумно. Благо, родные гидравлические стойкидо сих пор остаются сухими и работоспособными, но для «десятки», как кажется,лучше подошли бы продвинутые газонаполненные амортизаторы. Клиренс здесьизначально выше, чем у многих зарубежных аналогов, в том числе адаптированных кроссийским условиям. Однако в снежную зиму, с учетом уже просевших пружин,бороться с ледяными накатами тоже оказалось нелегко. Частые переезды«разделительных» валов привели к тому, что опять загрохотала защита поддона —контакты со льдом без труда прогнули толстый лист. Ну а так из механическихпотерь больше ничего отметить нельзя. Двигатель, конечно, продолжает обливатьсямасляным потом, но работает, не расходуя масло на угар и не поднимая среднийаппетит выше восьми литров, с учетом больших пробегов по загородным трассам.Иногда возникают трудности с запуском, то есть приходится слишком долго крутитьстартер, но это бывает именно на горячем двигателе, проблемы холодных пусковздесь ни при чем. Таковых и не было никогда — зиму машина хранилась в тепломгараже, днем на морозе по полдня не простаивала. Потому, наверное, и расходбензина зимой оставался в рамках приличия.

И как такие негерметичные двигатели«пускают» в Европу?

В коробке залита низкозамерзающая синтетика Mobil 75W-90,поэтому движение и переключение передач после холодной стоянки не затруднено.Здесь сами по себе передачи включаются не четко. Рычаг слишком «пьяный» иработает несвязно, а на включении задней вообще конкретно «спотыкается».Конечно, масло двойного уровня качества GL-4/5 далеко не идеальный вариант длянормальной работы синхронизаторов, но зато шестерни целее будут. Да инеизвестно, стали бы лучше включаться передачи на чисто «коробочном» масле, хотяпопробовать стоило бы. Электрика не беспокоила, если не считать умирающиймедленной смертью тахометр. Он подолгу не оживает после запуска двигателя, апоработав немного, может опять уйти в забытье. При работе отопителя иногдавозникает заметный свист. Возможно, так предупреждает о своей скорой кончиневентилятор.

В целом же к своим 65 тысячам километров, когда наступилиоттепели, «десятка» подкатила в нормальном рабочем состоянии. Всего хозяйка наней наездила около 18 тысяч и очень даже прикипела к машине со всеми еенедостатками. Удивительно, но это факт. Если машина не будет сильно капризничатьи дальше, то, по словам хозяйки, другого автомобиля ей и не надо. Да, вот дочего наша техника дошла, умеет влюбить в себя даже хрупких на вид женщин. Аможет, опять мы, мужики, чего-то не понимаем в психологии и автомобилях?Посмотрим, посмотрим.

В. ЛАРИН
Фото автора

"Автомаркет Спорт" №18 07.05.04

Дополнительные медиаматериалы

Источник: 38a.ru

 

Последние новости


    2012.11.07 - В реконструкцию Минского шоссе вложат 150 млрд рублей подробнее
    2012.11.07 - Россияне предпочитают машины европейских брендов подробнее
    2012.11.07 - Оглашены российские цены на новый Honda CR-V подробнее
    2012.11.07 - Президентский лимузин от ЗИЛ подробнее
    2012.11.07 - Депутаты предлагают разрешить водителям покидать место ДТП подробнее
    2012.11.07 - За минувшие сутки в области пять ДТП, двое погибших, пятеро пострадавших подробнее
    2012.11.07 - SEMA-2012: Double Coin привезла три новинки на шоу в Лас-Вегасе подробнее
    2012.11.07 - Mazda6 с кузовом купе могут показать уже в следующем году подробнее
    2012.11.06 - Еврокар объявил в Закарпатье сезонные сервисные акции SKODA подробнее
    2012.11.06 - SEMA-2012: Greenball проводит в Лас-Вегасе премьеру трех новых шин подробнее

Обзор за рузем

Для автофанатов

Счетчик

2012 - 2013 sfera4auto.ru